Основные стили семейного воспитания

В современной педагогике и психологии существует огромное количество методов воспитания детей младшего школьного возраста, все они применяются для того чтобы сформировать чувство долга, ответственности перед родиной, родителями, правильное отношение к сверстникам, друзьям. Любое воспитание вне зависимости от того, каков его уровень демократичности, имеет перед собой цель сформировать целостную личность, которая будет ставить перед собой важные человеческие задачи и цели, и будет на их достижение направлять все усилия. Но все же среди множества педагогических практик необходимо выделить главные стили семейного воспитания, которые значительно отличаются от других, несут в себе большое количество положительных характеристик.

Ведущие современные педагоги говорят, что существует два главных стиля семейного воспитания – демократический и контролирующий, у каждого из этих стилей имеются свои преимущества. Были исследованы группы детей, в результате чего было выяснено, что при контролирующем стиле воспитания дети более боязливы, послушны, внимательны, не очень настойчивы в достижении своих целей. Если при формировании личности ребенка используется демократический стиль воспитания, то у младшего школьника формируется высокий уровень социальной активности, появляются лидерские качества, но при этом присутствует сензитивность, то есть сомнения, ранимость, неуверенность в себе. Таким образом можно сказать, что и в первом и во втором случае имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Проведя исследования, большое количество ученых пришло к выводу, что лучше всего пользоваться смешанным стилем воспитания, включающим в себя использование различных подходов в зависимости от того, каковы конкретные условия взаимодействия со школьником.

Родители также должны понимать, что они должны уделять ребенку повышенную заботу и внимание, так как только в таком случае из него может вырасти полноценный человек. Если используется метод так называемого, «свободного воспитания», получивший широкое распространение у многих современных родителей, то у ребенка имеется большое количество игрушек, но все же они не способны заменить малышу родительского внимания. Этот факт необходимо учитывать в любой семье, которая желает, чтобы чадо выросло настоящим человеком.

Психологи, занимающиеся вопросами семейного воспитания, говорят, что существует четыре параметра родительского поведения:

Родительские требования, способствующие развитию у младшего школьника коммуникативной, эмоциональной и интеллектуальной сферы. Главные методы общения с ребенком во время коммуникативного процесса, где стили семейного воспитания разные, играют большую роль. Эмоциональная поддержка, выражающаяся в способности родителей выражать сочувствие, теплое отношения, гордость за успех сына или дочери, любовь. Родительский контроль, который выражается в их умении оказывать на ребенка влияние, настраивать его на выполнении родительских требований.

Было проведено много педагогических исследований, в результате которых удалось выяснить, что для того, чтобы из ребенка вырос полноценный человек, необходимо использовать серьезную требовательность, сочетающуюся с демократичностью. Также у ребенка должен быть выбор, каким способом он исполнит то или иное родительское поручение. Стили воспитания и использование их зависит от большого числа факторов, которые показывают способность мам и пап контролировать свои чувства и эмоции, так как многие родители просто не способны справляться с собственной чувственной сферой. Дети у таких родителей менее компетентны, они страдают оттого, что им недостает внимания.

В заключении необходимо отметить, что психология семейного воспитания и семьи очень важна, потому что только в семье ребенок способен получить самое правильное представление о своем месте во внешнем мире. Если в семье царит гармония и любовь, ребенок полностью защищен от любых неблагоприятных факторов, в результате это приводит к тому, что малыш начинает стремиться к тому, чтобы став взрослым, создать такую же крепкую и счастливую семью, какая была у его родителей.